Предприятия, входящие в
ФПГ "Скоростной флот"

ОАО «ЦКБ им. Алексеева»
Продукция предприятия
"Бирюза - 120"
"Бирюза - 200"
"Ласточка"
"Колхида"
"Колхида-М"
"Олимпия"
"Стриж-М"
"Стриж-3"
На 250 пассажиров
На 550 пассажиров
"Спасатель"
Фото
"Чибис"
"Линда-2"
Контактная информация
Вернуться на главную


  Поисково - спасательный экраноплан "Спасатель"

   Экраноплан "Спасатель" предназначен для поисково-спасательных операций на просторах морей и океанов с удалением от берега до 3,0 тыс.км, в ходе которых решаются следующие задачи:
-поиск и спасение людей с терпящих аварию судов и самолетов, а также людей, плавающих на коллективных или индивидуальных средствах спасения;
-спасения моряков-подводников;
-оказания спасенным квалифицированной медицинской помощи;
-доставки в район аварии спасательных партий, спасательного и аварийного имущества, в том числе и предназначенного для подводных работ;
-тушения пожаров на морских объектах;
-снятия с мели судов усилием до 100 тонн.
-борьба с разливами нефти при авариях танкеров.
Кроме этого экраноплан-спасатель может обеспечить:
-доставку спасательных партий и их имущества при авариях на морских буровых установках и платформах, эвакуацию с них работающих специалистов;
-оказание помощи и эвакуация населения при стихийных бедствиях на побережье морей.

   
В качестве механизации на разбеге используется поддув струй главных двигателей под крыло. На посадке для снижения нагрузок и для торможения используется амортизируемая гидролыжа, в сочетании с частичным поддувом.

   

Основные технические характеристики

   Силовая установка
Восемь двухконтурных турбореактивных двигателей марки КН-87, доработанных для морских условий.
Максимальная тяга на "стопе" одного двигателя – 13,0 т.

   УКАЗАННЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ПОДТВЕРЖДЕНЫ ИСПЫТАНИЯМИ ЭКРАНОПЛАНА - АНАЛОГА.

   1.ОБЩЕЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ
Корпус экраноплана разделен по длине на четыре функциональных района.
Носовая часть - помещения и конструкции, обеспечивающие движение экраноплана. Она включает ходовую рубку, где в полете расположен экипаж, пилон, на котором размещены главные двигатели, и помещения в районе пилона, где расположёны вспомогательные двигатели и системы силовой установки.
Далее до середины корпуса расположен госпиталь, включающий в себя операционную, реанимационную, послеоперационную палату, перевязочную, палату на 18 человек и другие медицинские помещения.
Помещения могут быть оперативно оборудованы для дезактивации людей, пораженных радиацией.
Далее от середины корпуса в корму, а также на платформе в носовой части расположены помещения для спасенных, оборудованные авиационными креслами и двухъярусными койками.
В кормовой части корпуса и киля расположены стояночная электроэнергетическая установка, комплекс радиоэлектронной аппаратуры для обеспечения навигации, связи, поисковых работ.
Кабина наблюдения расположена в перекрестии киля и стабилизатора на высоте 16 метров при положении экраноплана на плаву.
Из нее осуществляется приборный и визуальный поиск, а также управление процессом спасательной операции после посадки.

   2.КОНСТРУКЦИЯ, МАТЕРИАЛЫ
Планер экраноплана изготовлен в основном из алюминиевых сплавов.
Силовые конструкции – сварные, изготовлены из коррозионно-стойкого алюминиево-магниевого сплава 1561. Несиловые конструкции - клепаные, изготовлены из высокопрочного материала К48-2Т1пч.
Прочность проверена комплексом статических .испытаний дублирующего корпуса, а ресурс - испытанием наиболее нагруженных узлов.
Работоспособность таких конструкций в морской воде подтверждена 25-летним опытом эксплуатации различных экранопланов с базированием на воде.

   3.ОБОРУДОВАНИЕ
Спасательное оборудование состоит из трех или более надувных резиновых шлюпок с подвесными моторами, работающими в море до волнения 6 баллов. Шлюпки развертываются на крыле экраноплана за 5 минут.
Для приема пострадавших используются резиновые надувные устройства. Они при спасательной операции располагаются в кормовой части крыла, где образуется при дрейфе экраноплана тихое место, закрытое от волн крылом и корпусом.
Поисковое оборудование состоит из оптической, телевизионной, инфракрасной поисковой аппаратуры, двух радиолокационных станций, одна из которых с высокой разрешающей способностью, пеленгаторов радиолокационных и связных, мощных прожекторов.
Экраноплан оборудован автоматизированным навигационным комплексом со счислением как по данным собственных доплеровских или инерциальных средств , так и непрерывной абсервации по данным радиотехнических станций и навигационных спутников.
Радиосвязь обеспечивается автоматизированным комплексом радиосвязи по каналам дециметровых, метровых и коротких волн, а также спутниковой связью.
Оборудование удовлетворяет международным нормам.
Медицинское оборудование позволяет выполнять хирургические операции, реанимацию, перевязочные работы и другие виды неотложной помощи.

   4.БАЗИРОВАНИЕ
Для обеспечения в кратчайшее время выхода экраноплана - спасателя в море он базируется на плаву у стационарных или плавучих сооружений специальной формы.
Специально для этого разработан плавучий причал проекта 16170, у которого может базироваться одновременно два экраноплана.
В составе базовых средств для выполнения регламентных работ подводной части используется крестообразный плавучий док проекта 18530. Док всесторонне проверен в эксплуатации.
Базирование экранопланов производится в бухтах, требования к которым не отличаются от предъявляемых при базировании судов. Малая осадка экранопланов, по сравнению с осадкой большинства морских судов, позволяет в бухтах портов использовать сравнительно мелкие места с минимальными глубинами 3,5 - 4 метра.
Разбег и посадка экранопланов производится на внешнем рейде или в море.

   5.МОДЕЛЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Дежурный экраноплан, прошедший предполетную подготовку, запитанный электроэнергией с берега, с запущенными гироскопическими приборами находится у причала в полной готовности с летным экипажем.
После получения приказа руководитель полетов объявляет тревогу, в зависимости от характера аварии назначает команду спасателей, ставит задачу и дает указания о выходе в море.
Экраноплан выруливает к месту старта, взлетает и летит к месту аварии. По пути взаимодействует с руководителем полета. взаимодействующими кораблями, самолетами и вертолетами.
В районе аварии проводит поиск аварийного объекта.
При обнаружении осуществляет посадку, оставляя с наветренной стороны аварийные объекты.
После посадки руководство спасательной операцией осуществляет зам. командира экраноплана из поста наблюдения.
При задаче спасения людей с затонувших судов с крыла экраноплана, которое не заливается волной, развертываются и спускаются резиновые спасательные шлюпки. Они подбирают людей, доставляют их к экраноплану, и через пневматическое посадочное устройство людей принимают на крыло и размещают по помещениям с оказанием неотложной медицинской помощи включая выполнение операций и реанимации.
При задаче эвакуации людей с аварийного объекта на него спасательными шлюпками доставляются пневматические посадочные устройства, через них людей принимают в шлюпки и далее перевозят на экраноплан.
При задачах ликвидации аварий, связанных с частичным затоплением или пожарами, или иными повреждениями, на аварийное судно доставляется шлюпками аварийная партия и надувные контейнеры с необходимым оборудованием.
При спасении подводников с затонувшей подводной лодки, они доставляются на экраноплан аналогично указанному выше, и помещаются в переносные индивидуальные барокамеры, в которых доставляются на берег для дальнейшей декомпрессии.
При тушении пожаров, кроме традиционных методов, применяется тушение мощной струёй своих реактивных двигателей, работающих в режиме поддува под крыло. При этом сзади экраноплана образуется мощное водяное облако.
Этот метод тушения может быть использован как при проходе мимо горящего объекта в режиме плавания, так и на "стопе" при закреплении за него тросом за кормовую часть экраноплана.
Снятие с мели проводится традиционным способом при помощи троса, изготовленного из искусственных волокон, при использовании полной тяги главных двигателей.
При авариях на морских буровых установках модели использования - аналогичны.
При стихийных бедствиях на побережье использование экраноплана для оказания помощи и эвакуации населения аналогично использованию его при авариях и пожарах на судах.
Кроме вышеперечисленного спасательного оборудования экраноплан может доставить на фюзеляже в район аварии;
-есть закрытых моторных ботов общей вместимостью 180 – 200 человек;
-втономный подводный аппарат и барокамеру для спасения экипажей подводных лодок.
По окончании спасательных работ осуществляется эвакуация спасенных из района бедствия.
При необходимости на экраноплане может быть развернут командный пункт руководителя спасательных работ.