|
  Поисково - спасательный экраноплан "Спасатель" |    Экраноплан "Спасатель" предназначен для поисково-спасательных операций на просторах морей и океанов с удалением от берега до 3,0 тыс.км, в ходе которых решаются следующие задачи: -поиск и спасение людей с терпящих аварию судов и самолетов, а также людей, плавающих на коллективных или индивидуальных средствах спасения; -спасения моряков-подводников; -оказания спасенным квалифицированной медицинской помощи; -доставки в район аварии спасательных партий, спасательного и аварийного имущества, в том числе и предназначенного для подводных работ; -тушения пожаров на морских объектах; -снятия с мели судов усилием до 100 тонн. -борьба с разливами нефти при авариях танкеров. Кроме этого экраноплан-спасатель может обеспечить: -доставку спасательных партий и их имущества при авариях на морских буровых установках и платформах, эвакуацию с них работающих специалистов; -оказание помощи и эвакуация населения при стихийных бедствиях на побережье морей. |    В качестве механизации на разбеге используется поддув струй главных двигателей под крыло. На посадке для снижения нагрузок и для торможения используется амортизируемая гидролыжа, в сочетании с частичным поддувом. |    Основные технические характеристики
|    Силовая установка Восемь двухконтурных турбореактивных двигателей марки КН-87, доработанных для морских условий. Максимальная тяга на "стопе" одного двигателя – 13,0 т. |    УКАЗАННЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ПОДТВЕРЖДЕНЫ ИСПЫТАНИЯМИ ЭКРАНОПЛАНА - АНАЛОГА.
|    1.ОБЩЕЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ Корпус экраноплана разделен по длине на четыре функциональных района. Носовая часть - помещения и конструкции, обеспечивающие движение экраноплана. Она включает ходовую рубку, где в полете расположен экипаж, пилон, на котором размещены главные двигатели, и помещения в районе пилона, где расположёны вспомогательные двигатели и системы силовой установки. Далее до середины корпуса расположен госпиталь, включающий в себя операционную, реанимационную, послеоперационную палату, перевязочную, палату на 18 человек и другие медицинские помещения. Помещения могут быть оперативно оборудованы для дезактивации людей, пораженных радиацией. Далее от середины корпуса в корму, а также на платформе в носовой части расположены помещения для спасенных, оборудованные авиационными креслами и двухъярусными койками. В кормовой части корпуса и киля расположены стояночная электроэнергетическая установка, комплекс радиоэлектронной аппаратуры для обеспечения навигации, связи, поисковых работ. Кабина наблюдения расположена в перекрестии киля и стабилизатора на высоте 16 метров при положении экраноплана на плаву. Из нее осуществляется приборный и визуальный поиск, а также управление процессом спасательной операции после посадки.
|    2.КОНСТРУКЦИЯ, МАТЕРИАЛЫ Планер экраноплана изготовлен в основном из алюминиевых сплавов. Силовые конструкции – сварные, изготовлены из коррозионно-стойкого алюминиево-магниевого сплава 1561. Несиловые конструкции - клепаные, изготовлены из высокопрочного материала К48-2Т1пч. Прочность проверена комплексом статических .испытаний дублирующего корпуса, а ресурс - испытанием наиболее нагруженных узлов. Работоспособность таких конструкций в морской воде подтверждена 25-летним опытом эксплуатации различных экранопланов с базированием на воде.
|    3.ОБОРУДОВАНИЕ Спасательное оборудование состоит из трех или более надувных резиновых шлюпок с подвесными моторами, работающими в море до волнения 6 баллов. Шлюпки развертываются на крыле экраноплана за 5 минут. Для приема пострадавших используются резиновые надувные устройства. Они при спасательной операции располагаются в кормовой части крыла, где образуется при дрейфе экраноплана тихое место, закрытое от волн крылом и корпусом. Поисковое оборудование состоит из оптической, телевизионной, инфракрасной поисковой аппаратуры, двух радиолокационных станций, одна из которых с высокой разрешающей способностью, пеленгаторов радиолокационных и связных, мощных прожекторов. Экраноплан оборудован автоматизированным навигационным комплексом со счислением как по данным собственных доплеровских или инерциальных средств , так и непрерывной абсервации по данным радиотехнических станций и навигационных спутников. Радиосвязь обеспечивается автоматизированным комплексом радиосвязи по каналам дециметровых, метровых и коротких волн, а также спутниковой связью. Оборудование удовлетворяет международным нормам. Медицинское оборудование позволяет выполнять хирургические операции, реанимацию, перевязочные работы и другие виды неотложной помощи.
|    4.БАЗИРОВАНИЕ Для обеспечения в кратчайшее время выхода экраноплана - спасателя в море он базируется на плаву у стационарных или плавучих сооружений специальной формы. Специально для этого разработан плавучий причал проекта 16170, у которого может базироваться одновременно два экраноплана. В составе базовых средств для выполнения регламентных работ подводной части используется крестообразный плавучий док проекта 18530. Док всесторонне проверен в эксплуатации. Базирование экранопланов производится в бухтах, требования к которым не отличаются от предъявляемых при базировании судов. Малая осадка экранопланов, по сравнению с осадкой большинства морских судов, позволяет в бухтах портов использовать сравнительно мелкие места с минимальными глубинами 3,5 - 4 метра. Разбег и посадка экранопланов производится на внешнем рейде или в море.
|    5.МОДЕЛЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ Дежурный экраноплан, прошедший предполетную подготовку, запитанный электроэнергией с берега, с запущенными гироскопическими приборами находится у причала в полной готовности с летным экипажем. После получения приказа руководитель полетов объявляет тревогу, в зависимости от характера аварии назначает команду спасателей, ставит задачу и дает указания о выходе в море. Экраноплан выруливает к месту старта, взлетает и летит к месту аварии. По пути взаимодействует с руководителем полета. взаимодействующими кораблями, самолетами и вертолетами. В районе аварии проводит поиск аварийного объекта. При обнаружении осуществляет посадку, оставляя с наветренной стороны аварийные объекты. После посадки руководство спасательной операцией осуществляет зам. командира экраноплана из поста наблюдения. При задаче спасения людей с затонувших судов с крыла экраноплана, которое не заливается волной, развертываются и спускаются резиновые спасательные шлюпки. Они подбирают людей, доставляют их к экраноплану, и через пневматическое посадочное устройство людей принимают на крыло и размещают по помещениям с оказанием неотложной медицинской помощи включая выполнение операций и реанимации. При задаче эвакуации людей с аварийного объекта на него спасательными шлюпками доставляются пневматические посадочные устройства, через них людей принимают в шлюпки и далее перевозят на экраноплан. При задачах ликвидации аварий, связанных с частичным затоплением или пожарами, или иными повреждениями, на аварийное судно доставляется шлюпками аварийная партия и надувные контейнеры с необходимым оборудованием. При спасении подводников с затонувшей подводной лодки, они доставляются на экраноплан аналогично указанному выше, и помещаются в переносные индивидуальные барокамеры, в которых доставляются на берег для дальнейшей декомпрессии. При тушении пожаров, кроме традиционных методов, применяется тушение мощной струёй своих реактивных двигателей, работающих в режиме поддува под крыло. При этом сзади экраноплана образуется мощное водяное облако. Этот метод тушения может быть использован как при проходе мимо горящего объекта в режиме плавания, так и на "стопе" при закреплении за него тросом за кормовую часть экраноплана. Снятие с мели проводится традиционным способом при помощи троса, изготовленного из искусственных волокон, при использовании полной тяги главных двигателей. При авариях на морских буровых установках модели использования - аналогичны. При стихийных бедствиях на побережье использование экраноплана для оказания помощи и эвакуации населения аналогично использованию его при авариях и пожарах на судах. Кроме вышеперечисленного спасательного оборудования экраноплан может доставить на фюзеляже в район аварии; -есть закрытых моторных ботов общей вместимостью 180 – 200 человек; -втономный подводный аппарат и барокамеру для спасения экипажей подводных лодок. По окончании спасательных работ осуществляется эвакуация спасенных из района бедствия. При необходимости на экраноплане может быть развернут командный пункт руководителя спасательных работ. |
|