Предприятия, входящие в
ФПГ "Скоростной флот"

ЗАО «ЦКБ Нептун»
Продукция предприятия
СВП "Ирбис"
Спецификация
Виды
Фото
Модификации судна
СВП "Рысь"
Контактная информация
Вернуться на главную


  Амфибийное судно на воздушной подушке "Ирбис"
Техническая спецификация

   1.ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
1.Назначение, район и условия эксплуатации.
Амфибийное судно на воздушной подушке (проект "Ирбис") предназначено для перевозки пассажиров в количестве 28-32 человек или груза массой до 3 тонн.
Условия эксплуатации судна:
–на водной поверхности и мелководье, с выходом на незатемненные участки ровного берега;
–по заснеженной поверхности водоемов (по разведанной трассе);
–на твердом льду с ограничением скорости движения до 60 км/час (уточняется на испытаниях);
–на ледяной шуге и плавающем льду с ограничением времени непрерывного движения, накладываемым обледенением;
–при температуре наружного воздуха от минус 400С до плюс 400С и максимальной скорости ветра до 12 м/с в любое время года в светлое время суток.
2.Архитектурно-конструктивный тип.
Амфибийное судно на воздушной подушке с двухъярусным гибким ограждением по всему периметру, раздельным подъемно-движительным комплексом с двумя сдвоенными центробежными нагнетателями и двумя воздушными винтами изменяемого шага в аэродинамических насадках, с кормовым расположением моторного отсека, с упрощенными формами корпуса, с четырьмя водонепроницаемыми переборками.
3.Главные размерения и основные характеристики.
Главные размерения:
длина наибольшая (по надутому гибкому ограждению, м)17.5
длина корпуса между перпендикулярами, м16.0
ширина наибольшая (по надутому гибкому ограждению),м6.2
ширина по корпусу, м2.8
высота борта, м0.8
высота салона в ДП, м1.95
Водоизмещение и осадка судна в воде плотностью 1,0 т/м3:
Виды водоизмещенияВодоизмешение,
тонн
Осадка средняя, м
а) Судно с порожнем7.40.20
б) Судно с полным количеством пассажиров
с багажом, с полными запасами
10.40.27
Автономность плавания по запасам топлива при работе двигателей на номинальном режиме составит 20 часов.
Дальность плавания по запасам топлива при волнении не более 1 балла и ветра не более 3 м/с при работе двигателей на номинальном режиме составит 700 км.
Дедвейт судна при полном водоизмещении указан в таблице:
НаименованиеМасса, тонн
Дизельное топливо0.56
Экипаж0.15
Пассажиры с багажом2.24
Снабжение0.32
Итого3.27
Приведенные выше характеристики могут изменяться в пределах ±3%.
Пассажировместимость.
В пассажирском салоне судна (в зависимости от модификации) обеспечивается размещение 28 - 32 человек.Пассажиры размещаются в мягких креслах.
4.Скорость хода.
Судно с полным количеством пассажиров с багажом, с полными запасами имеет в безветренную штилевую погоду скорость хода не менее:
скорость макисмальная, км/час 55.0 
скорость минимальная, км/час 45.0 
скорость максимальная на ледяной поверхности, км/час 60.0 
скорость "малого хода", км/час 5.0 
5.Амфибийные качества.
Амфибийные качества судна обеспечиваются отрывом корпуса судна от экрана на среднюю высоту не менее 0,6 м за счёт воздушной подушки, удерживаемой гибким ограждением.
При этом судно способно преодолевать:
–на эксплуатационном режиме затяжные подъемы на ровной твердой поверхности до 50;
–неслаженные уступы и отдельные препятствия высотой до 0,4 м.
6.Комплектация и размещение экипажа.
На судне предусматривается размещение экипажа в количестве двух человек в следующем составе:
– капитан - старший механик, чел. – 1
– капитан - сменный механик, чел. – 1
Экипаж размещается в посту управления, отделенном от пассажирского салона дверью. Для экипажа предусматриваются мягкие кресла.
7.Конструктивная противопожарная защита и противошумовые мероприятия.Конструктивная противопожарная защита судна обеспечивается отсеком нагнетателей, отделяющим пассажирский салон от моторного отсека, а также установкой негорючего теплозвукоизоляционного материала. Противошумовая защита судна обеспечивается амортизацией главных двигателей и глушителями выхлопных газов, применением теплозвукоизоляционного материала трехслойной конструкции, двойным остеклением, размещением между пассажирским салоном и источниками шума блока туалета и гардероба.
8.Надежность и ремонтопригодность.
Установленные механизмы и оборудование, а также примененные материалы отвечают утвержденным техническим условиям на их поставку, а также рабочим чертежам, согласованным в установленном порядке. Конструкция корпуса, механизмов и оборудования, их изготовление и монтаж обеспечивает надежное использование судна в заданных условиях его эксплуатации. Для обеспечения ремонта корпуса, устройств, механизмов и оборудования, устанавливаемых на судне, предусматривается:
–создание нормальных условий обслуживания и доступа при осмотре и ремонте;
–агрегатирование механизмов и оборудования;
–наличие устройства для подъема судна;
–комплект запасных частей и инструмента;
–возможность замены любого съемного элемента гибкого ограждения.
9.Транспортировка судна.
Транспортировка судна по железной дороге производится со снятыми блоками насадок и заваленными бортовыми секциями.

   2.КОРПУС
В качестве материала основного корпуса, набора, фундаментов принимается листовой и профильный прокат из алюминиевых сплавов. В качестве материала рубки применен стеклопластик. Оболочка рубки выполняется трехслойной конструкции. Наружный слой – из стеклопластика с армирующим материалом из стеклоткани. Внутренний слой – из плиточного пенопласта, оклеенного стеклотканью. Корпус судна выполнен клепаным.

   3.СУДОВЫЕ УСТРОЙСТВА
1.Рулевое устройство.На судне устанавливаются восемь обтекаемых рулей. Рули объединяются в две группы по четыре руля и размещаются за двумя аэродинамическими насадками в потоке от воздушных движителей. Группы рулей соединены между собой жесткими тягами. Управление рулями производится самотормозящейся рулевой машиной, устанавливаемой в пульте управления.
2.Якорное устройство.
Судно снабжается одним якорем повышенной держащей силы массой 15 кг. Якорь комплектуется якорным канатом из синтетического волокна. Якорь с якорным канатом хранятся в нише рубки на левом борту под крышкой.
3.Швартовое и буксирное устройства.
Судно снабжается двумя швартовыми канатами из синтетического волокна. Для швартовки и буксировки судна используются четыре рым кнехта из легкого сплава и два ограничителя буксирного каната.
4.Спасательные средства.
На судне предусматривается размещение 38 спасательных жилетов (из них четыре жилета – детские). Также предусматривается размещение двух спасательных линий с кольцами плавучести.
5.Мачтовое устройство.
На судне устанавливается одна мачта для несения сигнальных огней и радиолокатора, для чего на ней предусматриваются соответствующие площадки.
6.Гибкое ограждение.
Для формирования воздушной подушки на судне по всему периметру предусматривается гибкое ограждение. Гибкое ограждение двухъярусное, состоящее из верхнего яруса- монолита и нижнего яруса - съемных элементов. В гибком ограждении предусматривается внутренний контур, состоящий из продольного и поперечных надувных килей. Материал гибкого ограждения - прорезиненная ткань на основе капронового текстиля.
7.Подъемное устройство.
Для подъема судна грузоподъемными средствами предусматриваются четыре штатных рым кнехта.

   4.ОБИТАЕМОСТЬ
Для обеспечения комфортных условий обитаемости для экипажа и пассажиров предусмотрены следующие комплексные мероприятия по поддержанию микроклимата и снижению уровня шума:
–трехслойная тепло звукоизоляция из негорючего материала в гидрозащитной пленке;
–система естественной и принудительной вентиляции с возможностью подогрева воздуха от двух отопительно-вентиляционных установок;
–двойное остекление салона;
–установка глушителей выхлопных газов и амортизация главных двигателей;
–по требованию Заказчика возможна установка кондиционера.
Оборудование мебелью, размещение аппаратуры, пультов управления выполнено с учетом действующих нормативных эргономических требований. Предусмотрен санузел. Для возможности посадки пассажиров с грунта с каждого борта судна предусматриваются откидные трапы, поручни безопасности и ступеньки для схода в салон.

   5.СУДОВЫЕ СИСТЕМЫ
1.Система вентиляции и отопления.
Во всех помещениях судна предусматривается искусственная или естественная приточная вентиляция.
2.Система пожаротушения.
На судне предусматривается система углекислотного пожаротушения в моторном отсеке и выгородке отсека нагнетателей, где располагаются отопительно-вентиляционные установки.
3.Система сточных вод.
На судне предусматривается установка автономного унитаза с рециркуляцией смывной жидкости.
4.Система бытового водоснабжения и хозяйственно-бытовых нужд.
На судне предусматривается установка цистерны пресной воды вместимостью 60 л.

   6.ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА
Энергетическая установка состоит из:
–двух главных двигателей с навешенными механизмами;
–двух трансмиссий;
–двух пар центробежных нагнетателей;
–двух движителей в аэродинамических насадках.
В качестве топлива для энергетической установки применяется дизельное топливо с содержанием серы менее 0,5%.
В качестве главных двигателей устанавливаются два дизеля марки BF6L913/C фирмы "Deutz" (ФРГ) с воздушным охлаждением.
Основные характеристики каждого дизеля:
мощность максимальная, кВт (л. с.)141 (191)
мощность номинальная, кВт (л. с.)127 (173)
максимальная частота вращения, об/мин2500
номинальная частота вращения, об/мин2414
число цилиндров, шт.6
диаметр цилиндра, мм102
ход поршня, мм125
удельный расход топлива при максимальной мощности, не более, г/кВт·ч (г/л.с.·ч)230 (169)
масса не заправленного двигателя, кг510
направление вращения коленчатого валавлево, если смотреть на маховик
режим работычетырехтактный с непосредственным впрыском

   7.СИСТЕМЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ
1.Топливная система.
Топливная система состоит из:
–двух основных топливных баков, вместимостью 350 л каждый;
–двух наполняемых топливом баков, расположенных в форпике и ахтерпике, вместимостью 350 л каждый;
–расходно-топливного трубопровода;
–трубопроводов перекачки топлива в основные топливные баки;
–электронасоса для перекачки топлива;
–четырех датчиков указателей уровня топлива в баках.
2.Система вентиляции моторного отсека.
Моторный отсек оборудуется естественной приточной и вытяжной вентиляцией, обеспечивающей поддержание в рабочей зоне двигателей достаточного количества воздуха для их нормальной работы. В холодное время года в моторный отсек можно направить часть подогретого воздуха из общесудовой системы вентиляции и отопления для возможности прогрева двигателей перед запуском.

   8.ТРАНСМИССИИ И ДВИЖИТЕЛИ
На судне предусматриваются две независимые трансмиссии левого и правого бортов.В качестве движителей на судне предусматриваются два четырех лопастных воздушных винта изменяемого шага в аэродинамических неповоротных насадках.

   9.ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ
На судне за основной род тока принимается постоянный ток напряжением 24 В. Источниками электроэнергии постоянного тока являются:
–навешенные на двигатели два генератора постоянного тока напряжением 24 В, мощностью 1,0 кВт каждый;
–две стартерные аккумуляторные батареи напряжением 12 В, включенные последовательно, общей емкостью не менее 260 А·ч.
Для освещения пассажирского салона, поста управления, а также выгородки отсека нагнетателей в районе отопительно-вентиляционных установок применяются светильники напряжением 24 В.

   10.СРЕДСТВА СВЯЗИ И НАВИГАЦИИ
Для двусторонней связи, обеспечивающей безопасность плавания при расхождении судов, предусматривается радиостанция "Кама". Наружная антенна радиостанции устанавливается на мачте судна. Для определения курса на судне предусматривается установка магнитного компаса КМ-69-3. По требованию заказчика на судне могут быть установлены дополнительные средства связи и навигации.

   11.СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ СУДНА
Для размещения органов управления, приборов контроля и сигнализации в посту управления устанавливается пульт управления. Предусматриваемая на судне система дистанционного управлеения, контроля и сигнализации обеспечивает работу энергетической установки и электроустановки на ходу и на стоянке без постоянной вахты в моторном отсеке. Управление движением судна и энергетической установкой осуществляется с поста управления.