|
  Амфибийное судно на воздушной подушке "Ирбис" Техническая спецификация |    1.ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ 1.Назначение, район и условия эксплуатации. Амфибийное судно на воздушной подушке (проект "Ирбис") предназначено для перевозки пассажиров в количестве 28-32 человек или груза массой до 3 тонн. Условия эксплуатации судна: –на водной поверхности и мелководье, с выходом на незатемненные участки ровного берега; –по заснеженной поверхности водоемов (по разведанной трассе); –на твердом льду с ограничением скорости движения до 60 км/час (уточняется на испытаниях); –на ледяной шуге и плавающем льду с ограничением времени непрерывного движения, накладываемым обледенением; –при температуре наружного воздуха от минус 400С до плюс 400С и максимальной скорости ветра до 12 м/с в любое время года в светлое время суток. 2.Архитектурно-конструктивный тип. Амфибийное судно на воздушной подушке с двухъярусным гибким ограждением по всему периметру, раздельным подъемно-движительным комплексом с двумя сдвоенными центробежными нагнетателями и двумя воздушными винтами изменяемого шага в аэродинамических насадках, с кормовым расположением моторного отсека, с упрощенными формами корпуса, с четырьмя водонепроницаемыми переборками. 3.Главные размерения и основные характеристики. Главные размерения:
длина наибольшая (по надутому гибкому ограждению, м) | 17.5 | длина корпуса между перпендикулярами, м | 16.0 | ширина наибольшая (по надутому гибкому ограждению),м | 6.2 | ширина по корпусу, м | 2.8 | высота борта, м | 0.8 | высота салона в ДП, м | 1.95 | Водоизмещение и осадка судна в воде плотностью 1,0 т/м3:Виды водоизмещения | Водоизмешение, тонн | Осадка средняя, м | а) Судно с порожнем | 7.4 | 0.20 | б) Судно с полным количеством пассажиров с багажом, с полными запасами | 10.4 | 0.27 | Автономность плавания по запасам топлива при работе двигателей на номинальном режиме составит 20 часов. Дальность плавания по запасам топлива при волнении не более 1 балла и ветра не более 3 м/с при работе двигателей на номинальном режиме составит 700 км. Дедвейт судна при полном водоизмещении указан в таблице:Наименование | Масса, тонн | Дизельное топливо | 0.56 | Экипаж | 0.15 | Пассажиры с багажом | 2.24 | Снабжение | 0.32 | Итого | 3.27 | Приведенные выше характеристики могут изменяться в пределах ±3%. Пассажировместимость. В пассажирском салоне судна (в зависимости от модификации) обеспечивается размещение 28 - 32 человек.Пассажиры размещаются в мягких креслах. 4.Скорость хода. Судно с полным количеством пассажиров с багажом, с полными запасами имеет в безветренную штилевую погоду скорость хода не менее:скорость макисмальная, км/час | 55.0 | скорость минимальная, км/час | 45.0 | скорость максимальная на ледяной поверхности, км/час | 60.0 | скорость "малого хода", км/час | 5.0 | 5.Амфибийные качества. Амфибийные качества судна обеспечиваются отрывом корпуса судна от экрана на среднюю высоту не менее 0,6 м за счёт воздушной подушки, удерживаемой гибким ограждением. При этом судно способно преодолевать: –на эксплуатационном режиме затяжные подъемы на ровной твердой поверхности до 50; –неслаженные уступы и отдельные препятствия высотой до 0,4 м. 6.Комплектация и размещение экипажа. На судне предусматривается размещение экипажа в количестве двух человек в следующем составе: – капитан - старший механик, чел. – 1 – капитан - сменный механик, чел. – 1 Экипаж размещается в посту управления, отделенном от пассажирского салона дверью. Для экипажа предусматриваются мягкие кресла. 7.Конструктивная противопожарная защита и противошумовые мероприятия.Конструктивная противопожарная защита судна обеспечивается отсеком нагнетателей, отделяющим пассажирский салон от моторного отсека, а также установкой негорючего теплозвукоизоляционного материала. Противошумовая защита судна обеспечивается амортизацией главных двигателей и глушителями выхлопных газов, применением теплозвукоизоляционного материала трехслойной конструкции, двойным остеклением, размещением между пассажирским салоном и источниками шума блока туалета и гардероба. 8.Надежность и ремонтопригодность. Установленные механизмы и оборудование, а также примененные материалы отвечают утвержденным техническим условиям на их поставку, а также рабочим чертежам, согласованным в установленном порядке. Конструкция корпуса, механизмов и оборудования, их изготовление и монтаж обеспечивает надежное использование судна в заданных условиях его эксплуатации. Для обеспечения ремонта корпуса, устройств, механизмов и оборудования, устанавливаемых на судне, предусматривается: –создание нормальных условий обслуживания и доступа при осмотре и ремонте; –агрегатирование механизмов и оборудования; –наличие устройства для подъема судна; –комплект запасных частей и инструмента; –возможность замены любого съемного элемента гибкого ограждения. 9.Транспортировка судна. Транспортировка судна по железной дороге производится со снятыми блоками насадок и заваленными бортовыми секциями.
|    2.КОРПУС В качестве материала основного корпуса, набора, фундаментов принимается листовой и профильный прокат из алюминиевых сплавов. В качестве материала рубки применен стеклопластик. Оболочка рубки выполняется трехслойной конструкции. Наружный слой – из стеклопластика с армирующим материалом из стеклоткани. Внутренний слой – из плиточного пенопласта, оклеенного стеклотканью. Корпус судна выполнен клепаным.
|    3.СУДОВЫЕ УСТРОЙСТВА 1.Рулевое устройство.На судне устанавливаются восемь обтекаемых рулей. Рули объединяются в две группы по четыре руля и размещаются за двумя аэродинамическими насадками в потоке от воздушных движителей. Группы рулей соединены между собой жесткими тягами. Управление рулями производится самотормозящейся рулевой машиной, устанавливаемой в пульте управления. 2.Якорное устройство. Судно снабжается одним якорем повышенной держащей силы массой 15 кг. Якорь комплектуется якорным канатом из синтетического волокна. Якорь с якорным канатом хранятся в нише рубки на левом борту под крышкой. 3.Швартовое и буксирное устройства. Судно снабжается двумя швартовыми канатами из синтетического волокна. Для швартовки и буксировки судна используются четыре рым кнехта из легкого сплава и два ограничителя буксирного каната. 4.Спасательные средства. На судне предусматривается размещение 38 спасательных жилетов (из них четыре жилета – детские). Также предусматривается размещение двух спасательных линий с кольцами плавучести. 5.Мачтовое устройство. На судне устанавливается одна мачта для несения сигнальных огней и радиолокатора, для чего на ней предусматриваются соответствующие площадки. 6.Гибкое ограждение. Для формирования воздушной подушки на судне по всему периметру предусматривается гибкое ограждение. Гибкое ограждение двухъярусное, состоящее из верхнего яруса- монолита и нижнего яруса - съемных элементов. В гибком ограждении предусматривается внутренний контур, состоящий из продольного и поперечных надувных килей. Материал гибкого ограждения - прорезиненная ткань на основе капронового текстиля. 7.Подъемное устройство. Для подъема судна грузоподъемными средствами предусматриваются четыре штатных рым кнехта.
|    4.ОБИТАЕМОСТЬ Для обеспечения комфортных условий обитаемости для экипажа и пассажиров предусмотрены следующие комплексные мероприятия по поддержанию микроклимата и снижению уровня шума: –трехслойная тепло звукоизоляция из негорючего материала в гидрозащитной пленке; –система естественной и принудительной вентиляции с возможностью подогрева воздуха от двух отопительно-вентиляционных установок; –двойное остекление салона; –установка глушителей выхлопных газов и амортизация главных двигателей; –по требованию Заказчика возможна установка кондиционера. Оборудование мебелью, размещение аппаратуры, пультов управления выполнено с учетом действующих нормативных эргономических требований. Предусмотрен санузел. Для возможности посадки пассажиров с грунта с каждого борта судна предусматриваются откидные трапы, поручни безопасности и ступеньки для схода в салон.
|    5.СУДОВЫЕ СИСТЕМЫ 1.Система вентиляции и отопления. Во всех помещениях судна предусматривается искусственная или естественная приточная вентиляция. 2.Система пожаротушения. На судне предусматривается система углекислотного пожаротушения в моторном отсеке и выгородке отсека нагнетателей, где располагаются отопительно-вентиляционные установки. 3.Система сточных вод. На судне предусматривается установка автономного унитаза с рециркуляцией смывной жидкости. 4.Система бытового водоснабжения и хозяйственно-бытовых нужд. На судне предусматривается установка цистерны пресной воды вместимостью 60 л.
|    6.ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА Энергетическая установка состоит из: –двух главных двигателей с навешенными механизмами; –двух трансмиссий; –двух пар центробежных нагнетателей; –двух движителей в аэродинамических насадках. В качестве топлива для энергетической установки применяется дизельное топливо с содержанием серы менее 0,5%. В качестве главных двигателей устанавливаются два дизеля марки BF6L913/C фирмы "Deutz" (ФРГ) с воздушным охлаждением. Основные характеристики каждого дизеля: мощность максимальная, кВт (л. с.) | 141 (191) | мощность номинальная, кВт (л. с.) | 127 (173) | максимальная частота вращения, об/мин | 2500 | номинальная частота вращения, об/мин | 2414 | число цилиндров, шт. | 6 | диаметр цилиндра, мм | 102 | ход поршня, мм | 125 | удельный расход топлива при максимальной мощности, не более, г/кВт·ч (г/л.с.·ч) | 230 (169) | масса не заправленного двигателя, кг | 510 | направление вращения коленчатого вала | влево, если смотреть на маховик | режим работы | четырехтактный с непосредственным впрыском |
|    7.СИСТЕМЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ 1.Топливная система. Топливная система состоит из: –двух основных топливных баков, вместимостью 350 л каждый; –двух наполняемых топливом баков, расположенных в форпике и ахтерпике, вместимостью 350 л каждый; –расходно-топливного трубопровода; –трубопроводов перекачки топлива в основные топливные баки; –электронасоса для перекачки топлива; –четырех датчиков указателей уровня топлива в баках. 2.Система вентиляции моторного отсека. Моторный отсек оборудуется естественной приточной и вытяжной вентиляцией, обеспечивающей поддержание в рабочей зоне двигателей достаточного количества воздуха для их нормальной работы. В холодное время года в моторный отсек можно направить часть подогретого воздуха из общесудовой системы вентиляции и отопления для возможности прогрева двигателей перед запуском.
|    8.ТРАНСМИССИИ И ДВИЖИТЕЛИ На судне предусматриваются две независимые трансмиссии левого и правого бортов.В качестве движителей на судне предусматриваются два четырех лопастных воздушных винта изменяемого шага в аэродинамических неповоротных насадках.
|    9.ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ На судне за основной род тока принимается постоянный ток напряжением 24 В. Источниками электроэнергии постоянного тока являются: –навешенные на двигатели два генератора постоянного тока напряжением 24 В, мощностью 1,0 кВт каждый; –две стартерные аккумуляторные батареи напряжением 12 В, включенные последовательно, общей емкостью не менее 260 А·ч. Для освещения пассажирского салона, поста управления, а также выгородки отсека нагнетателей в районе отопительно-вентиляционных установок применяются светильники напряжением 24 В.
|    10.СРЕДСТВА СВЯЗИ И НАВИГАЦИИ Для двусторонней связи, обеспечивающей безопасность плавания при расхождении судов, предусматривается радиостанция "Кама". Наружная антенна радиостанции устанавливается на мачте судна. Для определения курса на судне предусматривается установка магнитного компаса КМ-69-3. По требованию заказчика на судне могут быть установлены дополнительные средства связи и навигации.
|    11.СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ СУДНА Для размещения органов управления, приборов контроля и сигнализации в посту управления устанавливается пульт управления. Предусматриваемая на судне система дистанционного управлеения, контроля и сигнализации обеспечивает работу энергетической установки и электроустановки на ходу и на стоянке без постоянной вахты в моторном отсеке. Управление движением судна и энергетической установкой осуществляется с поста управления. |
|